10 популярных «фишинговых» тем в 2021 году по версии Positive Technologies
В новом исследовании аналитики Positive Technologies выделили десять самых популярных и интересных тем фишинговых атак в 2021 году. По данным компании, доля атак на частных лиц с использованием методов социальной инженерии в III квартале 2021 года выросла до 83% по сравнению с 67% в том же квартале 2020-го (подробную аналитику можно посмотреть на сайте разработчика).
Хотя большинство векторов атак остаются актуальными из года в год, злоумышленники постоянно совершенствуют методы обмана жертв и успешно адаптируются к условиям пандемии. Они все чаще эксплуатируют в своих атаках возросшие запросы граждан на вакцинацию, сервисы доставки, онлайн-знакомства, сервисы по подписке и даже компенсации жертвам мошенничества по версии Positive Technologies, топ-10 тем фишинговых атак 2021 года охватывают следующие направления:
1. Продолжение пандемии COVID-19
Главной темой в этой области в 2021 году стала вакцинация: мошенники предлагали купить поддельные QR-коды и сертификаты, а также проводили поддельные опросы о вакцинации сотрудников для сбора данных.
2. Корпоративные рассылки
Анализ показал, что особый успех имеют сценарии фишинговых рассылок по вопросам изменений в зарплате, обновлений соцпакета и стоимости банковского обслуживания.
3. Премьеры сериалов и фильмов
В период громких премьер мошенники успешнее крадут данные учеток и банковских карт, используя поддельные сайты, имитирующие популярные стриминговые сервисы.
4. Спортивные мероприятия
В 2021-ом злоумышленники использовали темы Олимпиады в Токио, Чемпионата Европы по футболу и уже начали эксплуатировать тему Кубка мира 2022.
5. Клиенты банков под прицелом
Под видом известных брендов злоумышленники заманивают пользователей, обещая бонусы, льготные кредиты или компенсации жертвам мошенничества, а также сообщая о «проблемах» с мобильным банком.
6. Почтовые службы
Мошенники похищают деньги и данные, предлагая клиентам таких сервисов «оплатить» доставку, пошлину или просто «проверить» статус их посылки.
7. Отпуска и поездки
Фишинговые письма и сайты предлагают забронировать места для отдыха и билеты, заманивая людей выгодными акциями и скидками.
8. Опасные знакомства
Злоумышленники цинично эксплуатируют тягу людей к общению в период массового перехода на удаленку и обворовывают жертв, назначая им фейковые свидания.
9. Подписки на сервисы
Мошенники пользуются популярностью сервисов по подписке, посылая жертвам письма на тему оформления или продления подписок на различные платформы.
10. Инвестиции в криптовалюту, нефть и газ
На фоне растущей популярности инвестиций среди физических лиц киберпреступники создают фальшивые сайты, имитирующие ресурсы известных компаний, и даже целые фейковые инвестплатформы.
«В 2022 году мы вновь ожидаем увидеть большое количество фишинговых атак, объединенных темой значимых событий, в том числе массовые рассылки на тему чемпионата мира по футболу или Зимних Олимпийских игр. Велика также вероятность атак на пользователей в связи с выходом новых фильмов и сериалов. В 2022 году, например, планируется запуск сериала по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкина. А в связи с выпуском прототипа цифрового рубля злоумышленники могут создавать поддельные сайты, предлагая купить цифровую валюту. Можно ожидать и развития мошеннических схем с использованием социальной инженерии в сфере инвестиций. Тут жертвами станут частные инвесторы, которым мошенники будут настойчиво предлагать свои услуги под личиной инвесторов, авторов обучающих курсов и поддельных платформ для инвестирования».
Аналитики Positive Technologies также прогнозируют дальнейшее развитие и распространение модели Phishing-as-a-Service. Эта модель основана на сотрудничестве злоумышленников, покупке и продаже готовых решений, таких как мошеннические сайты или вредоносные скрипты.
Для предотвращения серьезных последствий фишинга специалисты рекомендуют: всегда проверять адрес отправителя, не переходить по подозрительным ссылкам, не вводить учетные и платежные данные, не убедившись в легитимности ресурса. Оформлять бронирование отелей и билетов, как и подписки на сервисы, следует только на проверенных ресурсах. Чтобы избежать заражения вредоносным ПО (программным обеспечением), нужно проверять все полученные файлы. В корпоративной среде для этого рекомендуется использовать песочницы.